"Патриарх Алексий однажды сказал: чем больше храмов, тем меньше тюрем. Поэтому храмы - это дело такое выгодное. В принципе это очень здравая мысль. Мы можем, конечно, только приветствовать. Когда храм в шаговой доступности, то сразу количество его посещений увеличится. И будет этот участок территории благоустроен, там будет всегда прекрасный садик, там могут мамочки с детьми в нашем таком подвижном городе отдыхать", - подчеркнул Смирнов.
Напомним, что в ночь на вторник возле нескольких станций московского метро начался снос торговых помещений, которые в мэрии в конце прошлого года признали опасным самостроем. Ликвидация проходила в сопровождении сотрудников правоохранительных органов. Блогеры написали в социальных сетях, что Москва выглядит как после бомбежки. Собственники разрушенных помещений утверждают, что имеют все документы, и обвиняют власти в произволе.
Между тем мэр столицы Сергей Собянин написал на своей странице в соцести "ВКонтакте", что места, где находились сносимые объекты, благоустроят, а прежним владельцам "при их желании" предоставят возможность построить торговые точки в других местах и на законных основаниях. Напомним, под снос в общей сложности попало более сотни строений, хотя владельцы многих из них доказали в суде, что постройки легальны.
О программе "200 храмов"
Отметим, что в сентябре прошлого года председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата и Фонда поддержки строительства храмов Москвы архиепископ Егорьевский Марк (Головков) заявил в интервью ТАСС, что Русская православная церковь строит в столице храмы только в том случае, если в этом существует реальная потребность местных жителей.
"Мы вовсе не планируем любой ценой построить определенное количество храмов. Мы возводим храмы не как памятники архитектуры, мы строим их для людей, для народа. При выборе участков ориентируемся на нужды жителей. И, конечно, учитываем темпы строительства жилья на новых территориях", - цитирует агентство православного иерарха.
В некоторых районах община формируется еще до строительства храма, собирает средства, часто для начала - на небольшой деревянный храм. Если находится крупный меценат или несколько благотворителей, то приступают к строительству большого. "А есть приходы, где община уже сложилась, но нет средств, и нам нужно их привлекать, что непросто. Люди годами ждут возможности построить храм! Так зачем же нам строить там, где нет ни общины, ни средств?" - сказал священнослужитель.
Архиепископ отметил, что "количество протестных настроений несоразмерно количеству и тону публикаций в прессе". "СМИ, которые любят жареное, преувеличивают все эти моменты, используют подлог и обман", - сказал он. "Есть люди, которые действительно выступают против строительства храмов, но их не так много, - уточнил архиепископ. - Несоизмеримо большее число жителей выступают за программу, за строительство храмов".
Архиепископ рассказал также о намерении переименовать существующую "Программу-200", в рамках которой в спальных районах столицы возводят храмы шаговой доступности.
"Мы уже давно хотели дать нашей программе новое символичное название. Очень важно, чтобы москвичи приняли в этом творческом процессе самое активное участие. Поэтому было принято решение организовать голосование на сайте "Активный гражданин", и к нам уже поступают предложения по новому названию", - сообщил архиепископ Марк. Лично он отдал бы предпочтение названию, близкому к "Москве златоглавой" или "Золотым куполам". "Название должно быть таким, чтобы сразу было понятно, что речь идет о храмах", - пояснил священнослужитель.
"Решение отойти от цифры 200 принято по ряду причин. Во-первых, число 200 вызывает споры: кто-то говорит, что это очень мало, кто-то, наоборот, что много. Во-вторых, цифра сама по себе бездушна. У программы должно быть символичное название - на первом месте должна быть идея, цель", - сказал архиепископ. Он отметил, что изначально число 200 в названии рассматривалось "как некий ориентир того, столько Москве необходимо храмов".
Программа строительства храмов в Москве расширяет поле своей деятельности и будет включать не только возведение новых церквей, но и восстановление исторических памятников храмового зодчества.
"Совместно с правительством Москвы разрабатывается новый формат нашей программы, который предусматривает и строительство, и реставрацию храмов. Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви уже много лет развивает свою деятельность в обоих направлениях. Так что мне кажется логичным создание единой зонтичной программы возведения и восстановления храмов в городе", - сказал архиепископ.
Один храм строится около двух лет, работы ведутся параллельно на нескольких площадках. С 2010 года по программе возведено 20 храмов, три из них - на территории Новой Москвы. "Сроки реализации программы - 15-20 лет", - сообщил архиепископ Марк.
Между тем реализация программы строительства храмов далеко не всегда встречает поддержку у москвичей. У жителей столицы вызывает возмущение то, что при строительстве таких общедоступных храмов страдают места отдыха - районные парки. Так, например, горожане уже долгое время противостоят строительству храма в парке "Торфянка". В начале июля прошлого года 50 инициативных групп в Москве, занимающихся защитой природоохранных территорий, объявили об объединении. "Общегородское движение было создано, чтобы жители различных районов Москвы, которые выступают против незаконной застройки, могли получить юридическую и организационную помощь", - рассказала интернет-изданию "Йод" депутат Гагаринского района Елена Русакова. Это не случайно, поскольку историй, подобных "Торфянке", много не только в разных районах Москвы, но и в других российских городах.